tel(495) 982-30-90
 
 

Отправьте сообщение

Водитель носит очки: прохождение водительской комиссии


Об особенностях проведения медицинской экспертизы водителей с проблемами зрения мы беседуем с врачом-офтальмологом клинико-диагностического центра «Нормальное дыхание» Волынкиным Сергеем Николаевичем.

Получение справки на водительские права

В медицинский центр «Нормальное дыхание» обратилась женщина для получения медицинской справки в ГИБДД.

Медицинский осмотр проводился в рамках осмотра, получения медицинского заключения на освидетельствование для представления справки в ГИБДД на управление автомобилем категории «В».  Данное обращение было связано с тем, что у пациента – предстоящий обмен прав. Для обмена прав по законодательству надо предоставить в ГИБДД медицинское освидетельствование – медицинскую справку о состоянии здоровья, что нет противопоказаний к управлению транспортными средствами категории В.  Говорим об использовании транспорта в личных целях.

- Сколько врачей должен пройти пациент?

С.Н.: терапевт, невролог, офтальмолог, ЛОР, психиатр, психиатр-нарколог 

Особенности медицинского осмотра для водителей с проблемами зрения

- Интерес вызвал осмотр у офтальмолога. Давайте по порядку.

С.Н.: Возраст пациента (это была женщина) – около 40 лет. Выяснилось, что она последний раз проходила освидетельствование еще… 12 лет назад, в 2002 году. С тех пор она не переосвидетельствовалась, хотя на осмотре у нее выявилось нарушение зрения в виде близорукости высокой степени с высокими рефракциями. Минус 11 на правом, минус 12 – на левом глазу. По Приказу 555 (от 1989 года), по которому она проходила освидетельствование еще в 2002 году,  и по сегодняшнему 302-му приказу (от 2011 года) максимально допустимая коррекция – минус 8 диоптрий.  Т.е. сумма сферы и цилиндра  не должна превышать  8,0 диоптрий. А разница между обоими глазами не должна превышать 3-х диоптрий.  У нее получается разница между глазами в 1 диоптрию, но рефракция превышает норму, необходимую для допуска.

Пациентка пользуется не очками, а контактными линзами. Именно на минус 11 и минус 12. Максимальную коррекцию по остроте зрения, которую она дает: на лучше видящий глаз – 5 строчек, на хуже видящий – 2 строчки.

- Чем грозит это водителю с таким зрением?

С.Н.:  Данная проблема зрения грозит водителю тем, что острота зрения, качество зрения будут ухудшаться в сумерках и значительно снижаться в ночное время суток.  То есть получается, что водитель с такими высокими рефракциями  в ночное время для пешеходов очень опасен! И в сумерки, и в ночное время – потому что идет мобилизация, расширение зрачка, ухудшение восприимчивости ситуации.

- А когда дождик или снег? Это тоже может утяжелять ситуацию?

С.Н.: Даже если водитель пользуется контактными линзами, фактическая зона контактных линз с высокими рефракциями будет заужена, т.е. у водителя с такими показателями зона зрения, острота зрения очень ограничены. Поэтому высокие рефракции допустимы только для вождения в дневное время!

Выбор водителя: очки или контактные линзы?

- Вообще нормально, что человек с такой остротой зрения носит линзы, а не очки?

С.Н.: Нормально. Потому что контактная коррекция, в отличие от очковой коррекции – это более физиологичный способ коррекции зрения, чем очки. То есть при адекватной, правильной коррекции центральная острота зрения значительно повышается и расширяется периферическое поле зрения. Единственное, проблема существует в правильности подбора контактных линз.

- Когда человек за рулем, разница есть в том – будет ли он носить очки или ездить в линзах?

С.Н.: Очки в любом случае не отменяются при пользовании контактными линзами.  Но они становятся запасным вариантом, а не основным видом коррекции зрения. Но для людей, имеющих невысокие степени близорукости, контактные линзы не совсем актуальны. Поэтому для таких случаев, при вождении лучше использовать очки. У тех, у кого рефракция выходит на среднюю и высокую степень – здесь приоритет по зрению «идет» на контактные линзы.

- Несмотря на то, что человек садится за руль с таким зрением, все-таки предпочтительнее очки?

С.Н.: С высокими рефракциями все-таки лучше…линзы.  Но почему в данном случае пациентке рекомендуем пользование автомобилем только в очках? – Она никогда не носила очков за весь период, а носила линзы,  и получила осложнения от постоянного пользования контактными линзами.

- Какие осложнения Вы увидели?

С.Н.: Отек роговицы с врастанием сосудов более полутора миллиметров. В норме такое не встречается. Поэтому в рекомендациях я ее направил на наблюдение к офтальмологу-контактологу, который занимается именно этими осложнениями. С рекомендациями с лечением и дальнейшем переходе на другой тип линз.

- То есть пациентка хочет ходить в линзах, а не хочет носить очки?

С.Н.: В линзах на самом деле лучше зрение. Просто пациентка злоупотребила их ношением.  Но могли и злоупотребить специалисты, которые ей подбирали контактные линзы. Которые ей уже не показаны. И нужно было бить тревогу, когда эти проблемы начались. 

Посещать врача-офтальмолога нужно минимум раз в полгода

- Фактически проблема вызвана тем, что она недостаточно часто посещала своего врача-офтальмолога?

С.Н.: Да, недостаточно часто. Скорее всего, она даже не следовала рекомендациям, потому что последнее наблюдение у контактолога было год назад. Хотя полагается раз в полгода или раньше – если вдруг имеются какие-либо подобные изменения. Поэтому, с большей долей вероятности наша пациентка не соблюдала те рекомендации, которые ей давал её врач.

- Что было написано в заключении?

С.Н.: Так как она, с её слов, водитель с многолетним стажем: вождение по категории «В» без права работы по найму, т.е. любительские (непрофессиональные) права, то в этом случае дано заключение  «Годен по категории «В» без найма строго в очках, пока не решится вопрос с контактологом, и ТОЛЬКО В ДНЕВНОЕ ВРЕМЯ. После обговаривания с ней этого момента и была подписана справка. После её согласия. То есть была проведена беседа, в которой было объяснено: почему даны такие рекомендации. А именно - для того, чтобы она прислушалась и их выполняла, и её вождение не угрожало здоровью пешеходов и не создавало аварийных ситуаций.    

Водителю важно выполнять рекомендации врача-офтальмолога

Почему мы надеемся, что пациент воспользуется нашими рекомендациями в полной мере? Человека не нужно убедить – ему нужно указать на те проблемы зрения, которые уже имеются. Это должно насторожить водителя. В первую очередь потому, что эти проблемы – необратимые. Их можно только лишь остановить. Следовательно, как только водитель/пациент займется этой проблемой  - а в нашем описываемом случае она должна сменить сегодняшние (традиционные) линзы на плановые линзы, может даже – на однодневные линзы, то это уже не даст проблеме развиваться дальше.

В целом, возвращаясь к теме периодического обследования водителей, особенно тех, у кого проблемы со зрением, кто носит линзы, напоминаем, что им нужно раз в полгода обращаться к врачу. Раз в полгода – обязательно. Те водители, кто носит очки – обследование надо проходить раз в год (у «миопов со стажем» обычно стабилизирована осевая близорукость и проблем нет с ухудшением, поэтому достаточно раз в год)

ИНФОРМАЦИЯ: пройти медицинское освидетельствование для выдачи медицинского заключения в ГИБДД вы можете с понедельника по пятницу с 9-00 до 16-00 по адресу: Большой Овчинниковский переулок, д.16 каб.601. Вся процедура займет не более 30 минут. Стоимость 1260 рублей.

Врачи клинико-диагностического центра «Нормальное дыхание» всегда рады Вам помочь.